Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особое место подросткового периода (от 10-11 до 14-15 лет) в развитии человека отражено в эпитетах «переломный», «трудный», «критический» и др. Все эти характеристики связаны со сложностями перехода от детства к отрочеству, сопровождающегося специфическими изменениями в физическом, психическом, нравственном и социальном развитии ребенка. В этот период подростки переживают множество существенных перемен - в самих себе и во взаи-моотношениях с другими людьми.

 

Переход к взрослой жизни протекает, как правило, остро, а иногда даже драматично. В нем переплетены противоречивые тенденции физического и социального развития. С одной стороны, для этого периода показательны такие негативные явления как дисгармоничность личности, изменение интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым.

 

В то же время подростковый возраст отличается и массой положительных моментов:

 

  • возрастает самостоятельность ребенка,
  • более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми,
  • значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности,
  • развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и пр.

 

Не менее важно и то, что подростковый период выводит ребенка на качественно новую социальную ступень, на которой реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

 

Уже само значение слова «подросток», происходящего от латинского глагола adolescere - расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из-под опеки, становиться совершеннолетним, -отражает особенности развития десяти-пятнадцатилетнего ребенка, устремленного к обретению самостоятельности, социальной зрелости, к поиску своего места в жизни.

 

Подросток пребывает под мощным влиянием двух взаимосвязанных процессов - активной физиологической перестройки организма и интенсивной социализации личности, поэтому данный возрастной период правомерно назвать этапом весьма болезненного социально-психолого-биологического кризиса.

 

Как отмечают психологи и педагоги, работающие с подростками, проблемы, которые возни¬кают в этой возрастной группе, обусловлены поисками или трудностями, связанными с удовлетворением шести основных потребностей:

 

  1. Физиологической (физическая и сексуальная активность).
  2. В психологической безопасности (реакции «имитации» и «группирования»).
  3. В независимости (эмансипация от родителей).
  4. В привязанности (первые романтические увлечения).
  5. В успехе, проверке своих возможностей (в т.ч. рискованное поведение).
  6. В самореализации и развитии собственного «я».

 

Основной психофизиологической характеристикой пубертатного возраста является поло¬вое созревание, для которого характерны не только физиологические, но и определенные психологические изменения. В частности, возрастает взаимный интерес мальчиков и девочек, у них появляется больше тем для совместного обсуждения и больше общих дел; расширяется кругозор подростков; усиливается интерес к миру взрослых, их делам и заботам. По мере развития подросток все лучше оценивает окружающую обстановку, других людей, а со временем - и самого себя, что объективно очень трудно. Именно в подростковом возрасте процессы формирования психологической самооценки идут наиболее активно. Причина этого кроется в тех значительных изменениях, которые происходят в самочувствии подростка, размерах и пропорциях его тела, в чертах лица, в ощущениях и чувствах.

 

Однако вряд ли следует объяснять все психологические особенности подростков одним лишь половым созреванием. Внося много нового в жизнь подростка (появление вторичных половых признаков, полового влечения и пр.), оно, разумеется, оказывает известное влияние на развитие личности, но только в комплексе со всеми другими происходящими изменениями.

По материалам сайта

Все самое интересное на форуме ПапаГуд.ру


Будем признательны если нажмете

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить